02 Октября 2017

Эрик Финнос, Avito, в эфире подкаста Alytics.Драйв

15 октября свой десятилетний юбилей отметит Avito. Появление компании в России  было одновременно и случайностью,  и авантюрой.  Два друга из Швеции продали свои проекты и одним из покупателей был Ebay, который запретил открывать похожий бизнес везде, кроме России и Индонезии. Сегодня Avito бесспорный лидер в нише “классифайдов”. В гости к проекту Alyics.Драйв пришел один из топ-менеджеров Avito Эрик Финнос и разговор зашел об относительно новом направлении в работе компании — Avito для бизнеса.

Эрик Финнос - цитата

Илья Макаров: По оценкам АКИТ, интернет-торговля товарами и услугами составляет 36% объема цифровой экономики России. Как ты считаешь, есть еще куда расти? 

Эрик Финнос: Да, безусловно. Я думаю, мы только в начале пути. Россия отстает от других стран в сфере платежей и логистики. Здесь есть огромные возможности для развития.   


А вот я  недавно общался с коллегами из e-commerce Финляндии, и они, как мне показалось, с лёгкой завистью говорят о нашем рынке.

Если сравнивать с Москвой, то действительно, проникновение e-commerce  больше, чем в некоторых странах Европы. Но в целом по России мы немного отстаем от Европы и сильно отстаем от США.


Ты пришёл в Avito в 2014 году. К этому времени компания уже поглотила основных конкурентов в России, это были Slando и OLX, и стала крупнейшим в России (и третьем в мире) сайтом бесплатных объявлений. Чем ты занимаешься в Avito?

Avito можно разбить на пять вертикалей. Четыре вертикали — это авто, недвижимость, услуги и работа. В пятую вертикаль входят товары, животные и готовые бизнесы. И вот как раз за развитие пятой вертикали я и отвечаю.


Что сейчас происходит на вашем рынке? Понятно, что вы самый большой игрок. Может быть у вас есть какие-то конкуренты?

Сложно сказать. Есть определённые конкуренты по всем направлениям, но мы видим себя как часть экосистемы онлайн-торговли. Мы лидеры по продаже животных. Мы, наверное, главная площадка по продаже готового бизнеса, франшиз.


А как развивается направление “Avito для бизнеса”?

Быть бизнесом на Avito не сложнее, чем быть частным лицом. Но мы, конечно, даем определенные инструменты для бизнеса. Главный продукт для них — это то,  что мы называем «Avito Магазин». Это некая витрина для бизнеса, которую компании могут брендировать, предложить покупателям дополнительные услуги по доставке и так далее.


А кто из крупных брендов открыл магазин на Avito?

Например, Panasonic. На самом деле их много, я просто наизусть не помню. Я часто слышу скепсис от брендов в отношении продаж на Avito — здесь только б/у, нам тут делать нечего. Но суть в том, что если человек ищет б/у диван, то он может купить и новый диван, особенно если будет хорошая скидка. Главное, что нужно понять — покупатели ищут хорошие предложения и неважно, б/у или новое.  


Я знаю несколько успешных проектов в тематике автозапчастей, которые “живут” только на Avito.  А сколько у вас всего магазинов?

Около 8 000. Назовем их профессиональными продавцами. А еще есть продавцы, которые используют Avito как основной канал продаж в онлайне. Мы проводили исследование и насчитали 300 000 таких продавцов.  


Как выглядит портрет предпринимателя, владельца магазина на Avito? Кто он, какие у него средние обороты, может есть какие-то наиболее популярные тематики?

В большинстве случаев это малый бизнес, который состоит из одного человека, ИП. Как правило, у него есть поставщик. Популярные сегменты: «автозапчасти», «ремонт и строительство», «мебель», «электроника». Кстати, хорошо продается новая мебель. Есть много фабрик, производств, которые торгуют на Avito напрямую.  Про обороты сказать не могу, так как мы не участвуем в конечной сделке.


СПРАВКА О КОМПАНИИ

«Выручка сервиса онлайн-объявлений Avito во втором квартале 2017 года выросла на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3 миллиарда 865 миллионов рублей. Показатель EBITDA составил 2 миллиарда 456 миллионов  рублей против 1 миллиард 747 миллионов рублей годом ранее. Рентабельность EBITDA выросла с 60% до 64%. Количество объявлений на сайте Avito возросло на 7% и составило 35 миллионов. В феврале 2016 года Forbes поместил на третье место после Яндекса и Mail.Ru Group в списке самых дорогих компаний Рунета, оценив его в 2,5 миллиарда долларов».


А как вы определяете — частный продавец или компания?

Есть два способа. Либо человек сам регистрирует свой аккаунт как компанию, либо мы частный аккаунт конвертируем, когда понимаем, что этот человек продает много и часто, и, скорее всего, занимается бизнесом.


Я знаю девушку, которая продает на Avito саженцы. У нее обороты сопоставимы с оборотами крупных компаний в этой нише. При этом она даже не ИП. И у нее нет кассового аппарата. Avito обращает внимание на такие истории или вы стараетесь этого не касаться?

Мы резюмируем добросовестность наших пользователей и соблюдение ими требований закона – если достоверно не доказано обратное.


Я обратил внимание на то, что в перечне запрещённых товаров указан запрет на торговлю контрафактным товаром, а слово «контрабанда» не упоминается. Получается, я могу привезти в чемодане айфоны и продавать их?

Контрабанда — это товар, ввезенный незаконно. Его продажа в принципе запрещена в России, в том числе и на нашем сайте. Но если вы законно привезли айфон, который решили потом продать, конечно, вы сможете разместить его на Avito.


Давай поговорим о мошенничестве на Avito. Вы боретесь с мошенниками?

Мы модерируем абсолютно все объявления, которые попадают к нам на сайт.


Как это происходит?

На самом деле большое количество объявлений у нас модерируется автоматически. Наши алгоритмы модерации находятся на мировом уровне. И есть еще штат людей, которые сидят и модерирую вручную. Их несколько сотен. Если алгоритм на может на 100% определить, соответствует ли объявление правилам, оно попадает на ручную модерацию.


Какие самые популярные способы мошенничества?

Чаще всего под разными предлогами выманивают реквизиты пластиковых карт. Люди иногда не знают точно, какие данные можно давать, а какие нет, и нужно ли давать вообще.


Есть популярная история, когда продавец продаёт очень дешёвый товар, например, iPhone за 3 000 рублей. Покупатель подозревает, что что-то с этим товаром не так, потому что не может iPhone стоить 3 000 рублей. Продавец это мотивирует, что это якобы конфисковали на таможне.

Я не видел у нас таких случаев.


Ладно, давай вернемся к бизнесу. Как продвигать свои товары на Avito. Есть лайфхаки?

Товары с хорошей ценой продаются достаточно быстро. Если цены примерно одинаковые, а в категории большая конкуренция, то я бы порекомендовал брендирование. Это повышает доверие покупателя. Также рекомендую тестировать объявления и фокусироваться на самых продающих и затем продвигать их. Мы даем кэшбек 20% на сумму, затраченную на продвижение.


Ты сказал про тестирование, а есть инструменты статистики для этого?

Да, мы показываем просмотры по каждому объявлению и даем советы, если объявления получают мало просмотров или контактов. И тогда можно играть с заголовком, описанием или ценой.


У вас есть какой-то API для магазинов, чтобы было удобно загрузить товары или выгрузить к себе статистику, загрузить её в BI, разложить и посмотреть? Планируется ли такая история?

То, что есть сейчас: любой магазин может загружать товары на Avito через XML-файл. Что касается доступа через API, то возможно, это появится в будущем.


А коллтрекинг? Ведь основная модель коммуникации с Avito — это звонок.

Согласен, очень интересное направление. Но мы сейчас за основу взяли мессенджер. Для нас это новый инструмент и он уже стал очень популярным.


Какой процент аудитории его использует? Или всё-таки больше звонят?

Традиционные телефонные звонки по-прежнему популярны. Есть ряд стереотипов, которые мешают переходу к общению в мессенджере части довольно консервативной аудитории. Чат не может заменить им более “живого” общения. Многие хотят слышать людей, с которыми планируют совершить сделку. Но постепенно доля пользователей, предпочитающих мессенджер, растет.


И напоследок традиционный вопрос о будущем. Что ждет вашу нишу в ближайшие 2-3 года?

Рынок С2C ждет рост. Это видно не только в России, но и во всем мире. Это становится частью экономического мышления — зачем что-то выбрасывать, если можно продать? Российский рынок онлайн-классифайдов переживает период активного роста. Не отказываясь от роли площадки объявлений о продаже товаров и услуг, классифайды постепенно переходят от классической c2c-модели к расширению функционала для всех заинтересованных игроков, включая бизнес. Ожидается, что это позволит увеличить аудиторию и, возможно, ускорит решение основной проблемы рынка – безопасности.



Слушайте аудиозапись интервью на iTunes и ВКонтакте
Текстовая версия опубликована также на VC.ru